МБДОУ №6
детский сад общеразвивающего вида
"СНЕЖИНКА"
Меню сайта

Друзья сайта
  • Детский сад №17 "Золотой петушок" п.Ключи
  • Детский сад №9 "Елочка" п. Ключи
  • Детский сад №6 "СНЕЖИНКА" п.Усть-Камчатск
  • Детский сад №8 "Ромашка" п.Усть-Камчатск
  • Детский сад №4 "Теремок" с.Крутоберегово
  • Детский сад №13 "Солнышко" п.Козыревск

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Перейти на сайт gto.ru - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс
    Перейти на сайт kcioko.ru - Камчатский центр информатизации и оценки качества образования
    Перейти на сайт support.kcioko.ru-Центр поддержки пользователей СГО
    Главная » 2014 » Март » 24 » Метод проектов как средство формирования социальных коммуникаций ребенка-дошкольника.
    13:39
    Метод проектов как средство формирования социальных коммуникаций ребенка-дошкольника.

    Воспитатель,
          МБДОУ № 6 детский сад
          общеразвивающего вида
          «Снежинка»,
          Усть-Камчатский район,
          п. Усть-Камчатск.


               Идеи гуманистической направленности процесса, обучения и воспитания ребенка утверждают приоритет всеобщих человеческих ценностей: свободной личности ребенка, развития его талантов и возможностей, личностного и равноправного общения с другими людьми. Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного.       Воспитание на данном историческом этапе призвано сформировать у ребенка умение конструировать социальную реальность, и главным его итогом можно считать наличие у человека социальной мобильности.
          Социализация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены в детстве. Дошкольное детство — период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения.
          Проблема социализации личности, её механизмы, условия рассматривались нами на основе трудов Г. М. Андреевой, И. С. Кона, Дж. Мида, А. В. Мудрика, В. Д. Семенова, Н. Смелзера.
          Понятие о психологии детства и развитии личности, разработанные такими авторами, как Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. Е. Дуранов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, позволили нам углубить представления о социализации личности и её роли в период дошкольного детства. Период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка всесторонне рассмотрен в трудах С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, В. С. Мухиной, В. В. Смолиной и др.
          В психолого-педагогической литературе методики развития дошкольников достаточно полно освещены в работах Л. И. Божович, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, И. А. Зимней, М. Н. Лисиной, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина.
          Опираясь на теоретический анализ работ И. С. Кона, А. В. Мудрика, В. С. Мухиной, А. В. Петровского и других исследователей, мы рассматриваем социализацию детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения как процесс овладения социокультурными ценностями посредством формирования ценностных ориентаций, развития познавательной активности, организации социальной коммуникации и формирования на их основе нравственных качеств личности дошкольника.
          Особенности социализации детей дошкольного возраста связаны с психофизиологическими и возрастными особенностями дошкольного детства:
          • воспитание как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, способствующее его социализации, играет решающую роль на данном возрастном этапе;
          • важнейшим условием и средством социализации дошкольников является деятельность.
          • роль семьи в социализации дошкольника.
          Средствами социализации личности на этапе дошкольного детства являются объекты культуры и социума, социально-этические ситуации, социально активные методы обучения.
          Метод проектов как один из перспективных педагогических методов способен решить главную проблему дошкольного образования – потери живости, притягательности процесса познания. А это в свою очередь приводит к еще более глубокой проблеме - увеличению числа дошкольников, не желающих идти в школу; снижению положительной мотивации к занятиям, падению успеваемости детей. Как же поправить ситуацию? Как сделать так, чтобы интерес к познанию у ребенка не потерялся, не исчез при переходе малыша из детского сада в школу и не повлек более серьезные нарушения в развитии личности ребенка, в его способности адаптироваться в окружающем мире, в его умении общаться со сверстниками и взрослыми, т.е. социализации личности.
          Актуальна и значима работа воспитателя по организации социального опыта. Метод проектов может выступать средством формирования социальных коммуникаций ребенка-дошкольника.
          На основе системного подхода мы пришли к выводу о том, что среди критериев социализации ребенка дошкольного возраста можно выделить следующие, наиболее существенные:
          • усвоение морально-нравственных и социокультурных ценностей в соответствии с возрастными возможностями и формирование на их основе социально значимых ценностных ориентации;
          • овладение умениями и навыками в выборе способов освоения действительности и такими качествами личности, как доброжелательность, общительность, открытость, которые являются механизмами социализации;
          • интерес, инициативность ребенка по отношению к миру, активная познавательная деятельность, выраженная в поисковой активности.
          Формирование социальных компетенций через внедрение метода проектов, как инновационного метода в дошкольном образовательном учреждении, позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. Базируясь на психологических исследованиях, дошкольники наиболее восприимчивы к социальным процессам окружающего их мира, что позволяет им проводить социальные эксперименты и принимать участие в коллективной проектной деятельности.
          Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования согласно требованиям ФГОС.
          Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи, что позволяет на этапе дошкольного развития формировать у детей навыки взаимодействия.
          Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младшей группе малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в средней – ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старшей – являются полноправными участниками проекта.
          С 2010 г. инновационной формой воспитательной - образовательной работы стал метод проектной деятельности. Проектная деятельность гармонично вошла в планирование и реализацию образовательного процесса моей группы. На начальном этапе изучила методическую литературу, опыт других детских садов, коллег, школы затем приступила к созданию и реализации проектов, темы которых помогли найти сами дети. Содержание наших проектов по привитию социально-личностных компетенций воспитанников. Приведу тематику проектов по развитию этих компетенций на протяжении 4 лет.
          Начало моей работы с детьми 2-ой младшей группы:
          Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
          В возрасте 2-3 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
          В возрасте 2-3 лет у детей только начинает формироваться социальная коммуникация – умение слушать собеседника (воспитателя, сверстников), приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
          Для формирования на указанном этапе развития в своей практике использовала следующие проекты: «Первый раз в детский сад».
          Цель проекта: обеспечение психологического комфорта и легкой безболезненной адаптации детей к дошкольному учреждению, участниками проекта были родители и психолог ДОУ, здесь важна была совместная работа всех для быстрой адаптации детей.
          Проект «Любимые ладошки» ко дню Матери 
          Цель проекта: дать знания детям о празднике мам, формировать интерес ребенка к творческим   работам, воспитывать доброе, заботливое отношение к мамам.
          Проект «Волшебные слова»
          Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
          Проект «Чистюлька»
          Цель проекта: развить культурно-гигиенические навыки ребенка - первый шаг в приобщении к здоровому образу жизни.
          В конце года 2 младшей группы был сделан обобщающий мониторинг по совершенствованию культурно-гигиенических навыков.
          Низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков показали 2 воспитанников – дети 1-ой младшей группы,10  показали достаточный уровень, 5 – высокий уровень.
          В средней группе в игровой деятельности появляется ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают выполнять  действия не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
          В этом возрасте у детей продолжает формироваться коммуникативная компетенция, но и добавляется еще одна необходимая – информационная, когнитивная – умение оценивать, сравнивать.
          Проект «Моя семья» решает задачу расширения представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
          Проект «Любимая русская игрушка - матрешка» формирует интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.
          Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли.
          В старшем возрасте, наряду с формированием – информационной, когнитивной компетенции – умение оценивать, сравнивать, формируется новая социально-коммуникативная компетенция – умение согласовывать с другими свои действия и предложения, убеждать, уступать, приходить к общему решению. Создать условия для воспитания любви к близким людям, детскому саду, родному городу и стране, проведение занятий, организацию продуктивной деятельности и создание в ДОУ предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию, позволяет реализация коллективного проекта «Моя Родина».
          Родители являются активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
          Результативность проектной деятельности на протяжении 3-х лет показал мониторинг развития каждого ребенка в соответствии с образовательной программой ДОУ. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности, творчества.
          Мною отмечено, что  систематичная работа по использованию методов проектов в познавательной деятельности дошкольников – это принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции, позволяющий сформировать ключевые компетенции у дошкольника, необходимых ему для успешного обучения в школе.
          В своей практике я пришла к выводу, что использование методов проектов целесообразно для всех:
          Для детей: проектная деятельность уже в дошкольном возрасте помогает закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, учит детей систематизировать информацию, использовать знания в практической деятельности, т.е. формировать ключевые компетентности, необходимые ребенку для обучения в школе.
          Для педагогов: позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность для развития своего творческого и педагогического потенциала.
          Формирование социальных компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.
          В ходе реализации проектов дети научились ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно анализировать полученные знания, систематизировать информацию. Решение проблемных ситуаций научило детей сотрудничеству, укрепило их стремление контактировать с взрослыми, что немало важно при подготовке к школе. Метод проектов способствовал развитию критического мышления и познавательных навыков, побудил детей к размышлениям, высказываниям.
          Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
          Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

    Список литературных источников

         1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 15 с.
          2. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
          3.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013.- 34 с.
          4. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 67 с. 
          5. Логвинов И.И. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001. – 242 с.
          6. Савенков А.И. Готовим ребенка к школе. Учим, учится самостоятельно. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 160 с.
          7. Якиманская И.С. Концепция развития детских способностей как инструмента анализа. - М., 1998. - 243 с.

    Просмотров: 2033 | Добавил: Sork | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа


    Поиск

    Полезные ссылки
  • kamdetfond.ru - Камчатское краевое отделение общероссийского общественного благотворительного фонда <<Российский детский фонд>>
  • ВАКЦИНАЦИЯ
  • ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
  • kam-edu.ru - Образовательный портал Камчатского края
  • kamchatka.gov.ru - Министерство образования Камчатского края
  • www.edu.ru - Федеральный портал "Российское образование"
  • минобрнауки.рф - Министерство Образования и Науки РФ
  • www.minsport.gov.ru - Министерство спорта Российской Федерации
  • dopedu.ru - Информационный портал "Дополнительное образование"

  • Перейти на сайт mononline.ru - Дискуссионный клуб Министерства образования и науки Российской федерации
    Оставьте отзыв о качестве оказания услуг образовательными учреждениями
    Перейти на сайт uk-vestnik.ru-газета Усть-Камчатский вестник
    Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих данную деятельность на территории Камчатского края

    МБДОУ № 6 детский сад общеразвивающего вида «Снежинка» © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz